Поддержание нормальной вокализации

Если дыхание адекватно обеспечивает физиологические функции, то и во время фонации оно нормально. Cooper констатировал, что дыхательная поддержка речи сосредоточена на уровне диафрагмы. Если дыхание осуществляется за счет верхних отделов грудной клетки, то вокруг глотки возникает напряжение, которое неблагоприятно влияет на речь. При таком типе дыхания нарушается дыхательное обеспечение речи.

Для начала и поддержания нормальной вокализации нет необходимости в большом количестве воздуха и высоком подскладочном давлении. Однако при некоторых типах, нарушений голоса, например церебральном параличе, или резко выраженной неэффективности дыхания следует изучать особенности дыхания.

Ключичное дыхание может вызвать распространение напряжения на глотку, способствовать констрикции голосовой щели и уменьшить жизненную емкость легких. Необходимо отмечать и необычные особенности дыхания во время разговора.

Gould предложил изучать следующие параметры функции легких: дыхательный объем, т. е. количество воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого при спокойном дыхании; емкость вдоха, т. е. максимальное количество поступающего в легкие воздуха при спокойном дыхании; резервный объем выдоха, т. е. максимальное количество воздуха, выдыхаемого при спокойном дыхании, и жизненная емкость легких, т. е. наибольшее количество воздуха, выдыхаемого после максимального вдоха. Gordon, Morton, Simpson наблюдали 200 пациентов с дисфонией.

Более чем у половины из них было нарушение спокойного дыхания. В этой группе у 73 человек было напряжение голоса из-за неправильного использования голосового механизма (слишком громкий голос, чрезмерное напряжение голоса, резко выраженная твердая голосовая атака). Нарушение дыхания проявилось чрезмерно коротким вдохом по сравнению с удлиненным выдохом.

Отмечались неустойчивость дыхательного объема, а также нарушение дыхательного ритма. При нарушениях дыхания авторы рекомендуют дыхательные упражнения с целью развития регулярных ритмических движений нижних ребер и диафрагмы. Ребенка с нарушением дыхания или легочных функций необходимо направлять на консультацию к врачу.

Hixon, Howley и К J. Wilson описали простой метод измерения респираторного давления. С его помощью можно изучать способности человека создавать минимальное давление, необходимое для голосообразования. Для этого используют высокий стакан (12 см и выше), наполненный водой, к стенке которого прикреплена пластиковая соломинка с изогнутым кончиком. К другой стороне стакана приклеивают обычную липкую ленту длиной 12 см с делениями в 1 см. Кончик соломинки погружен в воду на глубину 5 см. Пациент непрерывно дует в соломинку, что подтверждается выходом пузырьков.

Если человек дует в течение 5 с, это свидетельствует о том, что он создает давление в 5 мм водяного столба в течение 5 с. Чем глубже погружена соломинка, тем большее давление необходимо создавать. Этот тест очень удобен для скрининга больных со слабым голосом.

Детей и подростков с нарушениями резонанса необходимо обследовать с помощью специальных тестов. Нарушения резонанса могут возникать в результате небно-глоточной недостаточности, потери слуха или функциональных причин.

Особый интерес представляют 5 типов нарушений:

1) гиперназальность, которая особенно заметна при произношении согласных, требующих высокого давления воздуха в полости рта, и гласных;

2) комбинация гипсрназальности и гипоназальности;

3) тупиковый резонанс;

4) глоточный или горловой резонанс;

5) гипоназальность, особенно при произнесении мин.



Интересное на сайте Травушка.Ру